Яхта Романовых — история императорской яхты

Мореплавание было давним увлечением российской царской семьи. Первопроходцем в этом был Пётр I, который восстановил одномачтовый бот (boat — лодка), подаренный царю Алексею Михайловичу англичанам, и на нём получал первые уроки кораблевождения. Позже, в Голландии он изучал кораблестроение, мореходство и военную науку, находясь инкогнито в составе русского посольства. Полученные знания он использовал при создании нового флота, военного и торгового. При этом царь сам не гнушался тяжёлой работы, и нередко его можно было застать на верфях с топором или рубанком в руках.
Яхтенные увлечения Петра
Помимо военного кораблестроения Пётр увлекался и проектировкой яхт. Он лично спроектировал не одну яхту, которые в скором времени были построены и показали себя с наилучшей стороны, как по конструкции, так и по мореходным качествам. Царь очень любил море, и сам часто ходил под парусом.
Royal Transport
Его любовь к парусным судам была известна европейским монархам, и иногда они делали ему соответствующие подарки. В 1698 г. английский король презентовал Петру во время его пребывания в Лондоне роскошно оформленную яхту, с вооружением в 20 пушек.

Судно называлось «Royal Transport». К сожалению, во время одного из морских переходов яхта попала в шторм и затонула у норвежского берега.
«Корона»
Король Пруссии Фридрих Вильгельм I получил в наследство от отца роскошнейшее судно, под «скромным» названием «Корона». Содержание яхты требовало больших вложений, поэтому король решил избавиться от неё с максимальной пользой: подарил русскому царю, тем самым купив его расположение.
С тех пор царская семья всегда имела в своём распоряжении несколько яхт для личного пользования, в каждом море империи. Все яхты, которыми пользовался император, входили в состав военного флота, некоторые из них даже принимали участие в боевых действиях.
Яхты Николая II
У последнего императора Николая II было несколько яхт, с самыми известными из которых мы вас и познакомим.
Яхта «Штандарт»
Самая любимая яхта Николая II, безусловно, была «Штандарт». Корабль был заказан ещё его отцом, императором Александром III в 1893 г. В 1895 г. году судно было спущено на воду, а в 1896 г. совершило первое плавание с действующим императором и его супругой на борту. Судно было названо в честь открытия нового торгового пути.

«Штандарт» была трёхмачтовой яхтой с двумя паровыми установками вертикального типа на 24 котла. Общая мощность паровых двигателей составляла 12 000 л.с. Винтов было два. Габариты яхта впечатляли: длина – 128 м, ширина – 15,8 м, осадка – 6,6 м. Осадка составляла 6,6 м. Водоизмещение яхты – 5 480 т. Команда яхты составляла 16 офицеров и 357 матросов. Максимальная скорость хода 22 узла. Яхта обладала достаточно неплохой автономностью – 1 400 м, но при скорости всего в 12 узлов. Корабль был построен на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Голландии.
Внутри помещения и каюты яхты были отделаны с использованием дерева различных пород: бука, ясеня, берёзы, вишни, ореха. Также в отделке помещений применялась тисненая кожа и ткани. Помещения команды были отделаны окрашенными дубом и сосной. Следует отметить, что отделка помещений для обслуживающего персонала значительно превосходила своим качеством исполнения жилые кубрики на прочих кораблях императорского флота.
Яхта активно использовалась Николаем II не только как место отдыха, но и как плавучий рабочий кабинет. Также на ней проводились официальные приёмы первых лиц иностранных держав. На яхте побывали: король Сиама, император Германии, президент Франции.
В 1917 г. яхта принимала участие в Октябрьской революции. Была переименован в «18 марта».
Яхта «Марти»

В 1936 г. корабль был переоборудован в минный заградитель и получил новое имя – «Марти». Активно участвовал во Второй Мировой войне.
В 60-х годах корабль был пущен на лом после сильного ущерба, полученного в качестве учебной мишени на ракетных стрельбах. Такой печальный конец постиг некогда великолепное морское судно.
Яхта «Полярная звезда»

Ещё одной яхтой, на которой часто совершали путешествия император и его семья, была яхта «Полярная звезда». Яхта предназначалась для Александра III. Яхта была отечественного производства – её построили на Балтийском заводе. На воду яхта была спущена в 1890 г., (была заложена в 1888 г.), а окончание ходовых испытании и ввод в эксплуатация произошли на год позже.
Яхта была несколько меньше «Штандарта»: длина – 106,5 м, ширина – 13,8 м. При осадке 5,2 м её водоизмещение составляло почти 4 000 т. Два бронзовых винта приводились в движение двумя паровыми установками с 10-ю котлами. Мощность паровых двигателей составляла 6 500 л.с. Максимальная скорость – 17 узлов. Экипаж – 349 человек, из них – 19 офицеров. Площадь парусов – 709 кв.м. На яхте было установлено вооружение – 4 47-мм пушки, заряжающихся с казённой части.
Оформление помещений яхты было выполнено на порядок роскошней того же «Штандарта». Императорские каюты были отделаны с роскошью, вполне сравнимой с дворцовыми покоями. Внутренние эскизы выполнялись художником Набоковым и его помощником Прокофьевым. Сусальное золото, ценнейшие породы дерева, резьба и инкрустация использовали везде, где возможно. Помещения императора, членов семьи и гостей также отличались большим простором. В отделке использовались карельская берёза, тиковое, красное дерево, дуб, орех, груша, венгерский ясень, клён. Также широко применялась тиснённая кожа. Помещения команды на этой яхте были намного теснее и проще отделаны, чем на «Штандарте».
Яхта была востребована императором в качестве транспортного средства для европейских путешествий, а также как место приёма иностранных делегаций и правителей.
Экипаж яхты также участвовал в революции 1917 года. В 1920 г. корабль прошёл консервацию.
В 1930 г. яхта прошла переоборудование в базу подводных лодок. Паровые двигательные установки были заменены дизельными, с вдесятеро меньшей мощностью, что отрицательно сказалось на скорости хода. В качестве плавучей базы участвовала во Второй Мировой войне.
В 1954 г. после очередной перестройки и ремонта стала плавучей казармой, а ещё через 7 лет – мишенью для испытаний ракет. После одной из стрельб была затоплена, и впоследствии пущена на слом в 70-х годах.