Основные части парусной яхты

Яхта, парус…сколько же красоты и роскоши храниться в этих словах. Яхта ассоциируется с чем-то сказочным и волшебным, а парус – это романтика, чувства. Эти два слова полностью пропитаны любовью…любовью к морю, к природе, к путешествиям…

 

части парусной яхты

 

Яхты имеют очень большую историю, которая зародилась ещё в Древнем Египте. Прошли тысячелетия и на данный момент почувствовать себя покорителем морской стихии может любой желающий. Однако одного желания порой бывает недостаточно. Вне зависимости от того, хотите Вы стать одним из членов экипажа или же просто отдохнуть на борту, нужны минимальные, базовые знания терминов в сфере яхтинга. Мы с удовольствием поможем Вам их приобрести!

В данной статье мы затронем терминологию главных частей парусной яхты. Узнаем из чего она состоит и где наглядно находятся её основные составляющие. Такие знания пригодятся как начинающему, так и бывалому путешественнику.

Рассматриваемая тема очень обширна и наполнена профессиональными терминами, но мы не будем углубляться и обозначим только самые основные части парусных яхт.

Напомним, что яхтой называют любое судно, которое предназначено для туризма, либо спортивных целей. Яхты подразделяются на парусные и моторные. Классификаций видов и типов яхт огромное количество, с некоторыми из них Вы можете ознакомиться к нашей статье «Классификация яхт».

 

основные части парусной яхты

Основные части парусных яхт:

 

Выделяют две основные части парусников – это корпус и вооружение. Каждый из них подразделяется на более мелкие части.

 

  • Корпус состоит из следующих основных частей:

 

  1. Кормовая часть (Ют)
  2. Носовая часть (Бак)
  3. Мидель (шканцы)

 

Носовой частью называют переднюю часть яхты, кормовой – соответственно заднюю, а мидель (от англ. «middle») это средняя часть корпуса яхты.

 

Корпус имеет:

 

  1. Борта – левая и правая сторона судна.
  2. Транец – часть судна, которая имеет срезанную форму и расположена сзади.
  3. Днище – низ (дно) корпуса судна
  4. Свесы – части, которые находятся над поверхностью воды. Делятся на:
    • Кормовой свес
    • Носовой свес
  5. Поверхность корпуса, которая прикрывает днище с целью непопадания воды в помещения, называется палубой. На её поверхности располагаются оборудования и различные приспособления для управления судном, а также обеспечения безопасности. Палуба считается основной рабочей площадкой на яхте.

 

Палуба ограждена леерами, представляющие собой ограждение, которое начинается в носовой части судна и идет по периметру к кормовой части.

Леерное ограждение разделяют на носовое и кормовое (в соответствии с частью корпуса, по которому оно проходит).

 

Визуально корпус можно разделить на:

 

  1. Закрытая часть – это помещения, которые находятся под палубой. К ним относятся жилые помещения (каюты, камбуз (кухня), гальюн(туалет)), а также отделения с пропульсивной установкой ПУ и двигателем яхты.

 

Очень часто, с целью увеличения высоты помещений, над закрытой частью корпуса делают надстройки.

 

  1. Открытая часть называется кокпитом. Он предназначен для размещения экипажа, с целью управления парусным судном.

 

Яхты больших размеров имеют корпуса, состоящие из нескольких отсеков, в целях увеличения безопасности судна.

 

Вооружение

 

Второй основной частью парусной яхты является вооружение, которое представляет собой совокупность трёх элементов:

 

  1. Паруса
  2. Рангоут
  3. Такелаж

 

Рангоут

 

Рангоутом называют основу, которая позволяет держать парусное вооружение и выполнять разнообразные манипуляции с парусами.

 

Виды рангоута:

 

  • Мачта – вертикальный рангоут, который берёт на себя всю основную нагрузку при движении. Может быть одна мачта на яхте, либо несколько в зависимости от размера и конструкции парусного судна. Верхушка мачты называется топом, а основание носит название штопор.
  • Гик – это рангоут, который используют для управления и натяжения основного паруса. Гик расположен горизонтально от штопора мачты.
  • Краспица – перекладины, расположенные на мачте, с целью обеспечения положения мачты без каких-либо отклонений под действием погодный условий.
  • В случае, когда на яхте есть четырёхугольные паруса, то есть и такой вид рангоута, как гафель. Именно он устанавливается для удержания и растягивания таких парусов.
  • Бушприт – есть не на всех парусниках. Его устанавливают для улучшения маневренности яхты за счёт того, что выносится вперед центр судна. Располагается горизонтально в носовой части яхты.

 

 Парусное вооружение

 

Паруса – это собственно то, благодаря чему движется парусная яхта.

Паруса делятся на:

 

  • Основные – те, которые используются при благоприятных погодных условиях в обычных плаваниях. Все чартерные судна имеют два основных паруса: грот и стаксель. (такой вид вооружения называется «Бермудский шлюп». Паруса имеют треугольную форму (отсюда и название «бермудский»). Грот – это самый большой парус в корме от мачты. Стаксель – парус, расположенный в носу от мачты.
  • Дополнительные паруса используют в соревнованиях, когда нужно увеличить площадь парусности.

 

Виды дополнительных парусов:

 

  • Генуя – увеличенный по площади стаксель. Один из углов заходит в корму.
  • Спинакер – большой парус, используемый при попутном ветре.

 

Отдельно выделим штормовые паруса. Эти паруса используют при неблагоприятных погодных условиях, штормах. Выполнены из очень прочных материалов, а по размерам штормовые паруса значительно меньше, чем лавировочные. Это даёт возможность управлять парусником в шторм.

 

Такелаж

 

Последней, основной частью вооружения парусного судна, которое мы рассмотрим в этой статье, является такелаж. Он представляет собой снасти (изготовленные из тросов), которые используют для управления парусами и укрепления рангоута.

 

Различают стоячий такелаж и бегучий.

 

Стоячий такелаж во время плавания практически не используются (разве что во время гонок). Его функцией является обеспечение устойчивости рангоута.

Функцией бегучего такелажа является настройка парусов, их положение, а также управление рангоутом. Бегучий такелаж – это те снасти, с которыми работает экипаж судна во время движения парусника.

Основные части парусной яхты мы рассмотрели и теперь если Вы мечтаете о море или уже собрались в морское путешествие, то Вы будете знакомы с основной терминологией устройства парусника. Конечно, если углубляться в каждую из частей досконально, то статья увеличиться в разы, но нашей целью было познакомиться с основными терминами по данной теме. Надеемся, что данная информация пригодиться Вам в путешествиях и подтолкнёт к дальнейшему изучению яхт.

Команда Sochi Charter прощается с Вами до нашей следующей статьи и желает Вам попутного ветра!