Моторно-парусные яхты

Моторно-парусные яхты
Моторно-парусные яхты

Давным-давно, лет 60-65 назад, добропорядочному яхтсмену и в страшном сне не могло присниться, что на его парусную красавицу будет установлено нечто шумящее, чадящее и вибрирующее, вроде двигателя внутреннего сгорания. Сторонники true-яхтинга считали полнейшей бессмыслицей установку тяжёлого, подверженного поломкам агрегата на свои крылатые красавицы, здраво апеллируя к неприспособленности корпуса лодки для использования мотора, утяжелению судна в целом из-за самого агрегата и необходимого для него топлива, редким случаям его реальной необходимости, и, наконец, повышенной пожароопасности из-за использования мотора. Следует заметить, что большинство доводов вполне обоснованы. Но это также не значит, что парусная яхта не может быть оснащена двигателем и остаться быстрым, красивым и надёжным судном.

 

Что же это за класс судов, моторно-парусные яхты?

 

Прежде всего, нужно понять, какие различия в строении парусных яхт и моторных катеров, чтобы понять, что именно мешало яхтсменам признать полезность мотора на парусной яхте.

Всё в строении парусной яхты заточено под высокие мореходные качества: узкий длинный корпус, глубокая осадка, наличие киля, низкие борта для снижения сопротивления боковому ветру. Все эти особенности строения связаны с тем, что движущий элемент – парус. Для моторных яхт – всё в точности до наоборот. Высокая надводная часть, округлые борта, отсутствие выраженного киля, широкая корма, имеющая несколько целевых предназначений, плоское днище кормы для улучшения устойчивости на высокой скорости.

 

Парусная яхта

 

Для парусной яхты одним из важнейших показателей является остойчивость, то есть способность противостоять кренам и дифферентам (не доводя до переворачивания судна, само собой) и возвращаться в нормальное состояние. При высоком центре тяжести корпуса (из-за мачт), а также давлении ветра на паруса, огромное значение имеет киль и низкая осадка судна.

 

Моторные яхты

 

Моторная яхта менее капризна в этом отношении. Центр тяжести расположен низко (при грамотной компоновке судна и правильно размещённом балласте), поэтому угроза переворачивания при сильной непогоде ей не грозит. Низка осадка позволяет переходить на глиссирование при высоких скоростях. Но в связи с небольшой смоченной поверхностью корпуса будет очень сильно ощущаться боковая и кормовая качка, как при движении, так в стоящем положении. Кроме того, из-за низкой осадки и большой площади боковой поверхности моторной лодки на невысоких скоростях яхту будет ощутимо сносить с курса, что требует постоянной его корректировки.